Скауты + скаутинг = GomelScouts.com - теория и практика современного скаутского движения
 
 
Рекомендуем к прочтению: Scouting for Boys, Руководство по скаутингу, Книга о скаутах - три самых лучших книги!
Главная » Запредельное » Двойственность архетипа духа

Двойственность архетипа духа
в рассказе А.П.Чехова
"Черный монах"

Архетип (от греч. archetypos - первообраз, модель) - понятие, обоснованное в работах швейцарского ученого К.Г. Юнга, занимавшегося изучением психики, в особенности сознательной и бессознательной сфер.

Двойственность архетипа духа

Юнг пришел к мысли, что при изучении человека нельзя принимать во внимание только его сознание. Именно бессознательное обладает свойством рождать архетипы. Юнг выделил основные архетипы и определил их как: анима (прообраз женского начала в мужской психике), анимус (отголосок мужского начала в женской психике), «отцом» анимы и анимуса является Дух.

Понятие Духа

В ходе анализа психики Юнг обосновал понятие Духа. Слово «дух», по его мнению, обладает рядом значений: «дух - это принцип, который противоположен материи. Под этим мы понимаем нематериальную субстанцию или форму существования, которая на высшем или наиболее универсальном уровне называется Богом».

Все архетипы, включая архетип Духа, амбивалентны. В мифах, сказках, снах архетип Духа часто проявляется в образе старца. Мудрый старец неоднозначен, он - «демон и луч света», «добро и зло», «святость и грех».

По Ницше Дух - это учитель, «разбиватель таблиц», Заратустра. Ницше писал: «Единое раздвоилось и мимо проходит Заратустра».

Видение черного монаха

Ярким примером, в котором реализуется архетип Духа, является рассказ А.П. Чехова «Черный монах». Молодого ученого Андрея Коврина посещает видение в облике черного монаха: «Монах в черной одежде с седой головой и черными бровями, скрестив на груди руки, пронесся мимо. Босые ноги не касались земли. Уже пронесясь сажени на три, он оглянулся на Коврина, кивнул головой и улыбнулся ему ласково и в то же время лукаво» (курсив автора).

Видение – это форма познания мира, откровение, ниспосланное Богом на человека, позволяющее понять истину. Однако видения от Бога – величайшая редкость, которой удостаиваются только избранные.

Зачастую люди, не имеющие опыта духовной жизни, страдающие от гордыни, не могут отличить сатанинское от божественного, принимают лжевидения за божественное откровение.

Впадение в "прелесть"

Известный исследователь христианства А.И.Осипов в монографии «Путь разума в поиске истины» указывает, что в таком случае «видения вводят в высокоумие, в самомнение, доставляют радость, которая не что иное, как непонимаемое нами удовлетворение наших тщеславия и самомнения».

Поэтому все святые отцы и подвижники решительно предупреждают христианина от впадения в «прелесть», то есть в духовный самообман.

Традиционно в русской литературе, начиная с Пушкина, черный монах, черный человек - предвестник близкой гибели. После встреч с монахом Коврин чувствует «приятное возбуждение», «непонятную радость», переживает «светлые, чудесные, неземные минуты».

Он ощущает себя одним из избранников божьих, «которые сделают человечество достойным царствия божия, избавят людей от греха».

Познание гармонии

Но всякое впадение в «прелесть» говорит не только о гордыни, когда человек чувствует себя Богом, Творцом мира, но и о желании познать этот мир, смысл жизни, в том числе и вечной.

О том, что Коврин мечтает ощутить гармонию свидетельствуют повторяющиеся детали, которые проходят через все произведение: звуки музыки Брага и крест.

Коврин мечтает понять, что есть гармония, и не верит в возможность ее обретения во время земной жизни: «В романсе, который пели внизу, говорилось о какой-то девушке, больной воображением, которая слышала ночью в саду таинственные звуки и решила, что эта гармония священная, нам, смертным, непонятная…»

Универсальность символа креста

Крест - универсальный символ, который олицетворяет Древо Познания, способность человека к бесконечному и гармоничному расширению как в горизонтальном, так и в вертикальном планах.

Линия вертикальная - небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская; горизонтальная является земной, пассивной, отрицательной и женской. Это заложенный в природе дуализм и единство противоположностей.

Символика креста и семантика имени главного героя связаны друг с другом.

Андрей - один из двенадцати апостолов, брат Петра, рыбак, который первым последовал за Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам, был распят по распоряжению римского магистрата в греческом городе Патры на кресте, имевшем форму буквы «Х».

На картинах апостол Андрей изображается обычно седовласым стариком, главным его атрибутом является крест в виде буквы «Х», который называют «Андреевский крест».

Следовательно, видение в виде черного монаха со скрестившими на груди руками олицетворяет не только духовный самообман, но и внутреннее стремление Коврина к высшей цели.

Трагедия двойственности

Двойственность - одна из особенностей поэтики в рассказе Чехова. Коврин стремится служить «вечной правде», избавить людей от страданий, служить науке, которая носит на себе «божественную, небесную печать».

Но именно эта прекрасная мечта разрушает его, рождает напряженность, которая приводит к потере равновесия, надрыву: «Черный монах шептал ему, что он гений и что он умирает потому только, что его слабое человеческое тело уже утеряло равновесие».

Но и отказ от мечты о гармонии, распыление, разделение полюсов ведет к однообразию, к слиянию в ком, к потере индивидуальности: «я стал рассудительнее и солиднее, но зато я такой, как все: я - посредственность,
мне скучно жить».

Автор

Vorona (СГС, Гомель, Беларусь)

Дата создания

2000 год


Мнение автора и других создателей данного материала
может не совпадать с официальной позицией администрации сайта.

Copyrights © Gomel Scouts & Friends, 1992 - 2020. Все права защищены.
При использовании материалов сайта обратная ссылка на GomelScouts.com обязательна.
 

Статистика


Идея и дизайн © BaDGeR, 2001 - 2020 | Управление Krapiva CMS © Linzmen, 2010